В августе 2009 году 18-летняя Кастер Семеня из ЮАР победила в беге на 800 метров на чемпионате мира по легкой атлетике в Берлине. Но ей никто не аплодировал. «Посмотрите на нее: все станет ясно!» – злилась уступившая титул Мария Савинова. «С ней бесполезно конкурировать. Она не женщина!» — возмущалась итальянка Элиза Кузьма.
Остальное беговое сообщество было сдержаннее в оценках, но поневоле насторожилось — ведь выглядела юная победительница как мужчина: очень мускулистая, с широкими плечами и узкими бедрами. Прибавьте к этому грубый низкий голос и тот факт, что на дистанции она явно не напрягалась и выкладывалась далеко не на полную. Ну как такое возможно?
Выяснить решили опытным путем — «подозреваемую» попросили пройти гендерный тест: то есть доказать, что она женщина.
Спортсменка согласилась на унизительную процедуру — хотя исследование заняло более девяти месяцев, в течение которых она не могла соревноваться. Экспертиза показала: Семеня — интерсексуал. То есть у нее имеются как женские, так и мужские половые органы (в частности, продуцирующие тестостерон внутренние яички). На медицинском языке это состояние (оно не является болезнью) называется гиперандрогенизм.
В крошечной деревне в южноафриканской провинции Лимпопо, где родилась Семеня, о таком даже не слышали. Кастер росла как девочка, вместе с четырьмя сестрами помогала по хозяйству и работала в поле. И единственное ее отличие от сестер было в том, что она не носила платьев, а после школы играла в футбол, а не в куклы.
Однажды на школьных соревнованиях Семеня легко обогнала всех на круг. И с тех пор стала бегать — без тренера, в одиночестве. Ее заметили — и вот она уже участвует в чемпионате Африки по легкой атлетике среди юниоров. И не просто выступает там, а показывает исключительный результат на дистанции 800 метров — лучший в мире за сезон, а заодно национальный рекорд среди взрослых!
Так в 18 лет Кастер оказалась в Германии и стала чемпионкой мира. Но мир ей не обрадовался, а люди из IAAF — и вовсе возненавидели. Изучив результаты обследования юной Кастер, спортивные чиновники не придумали ничего лучше, чем… предложить девушке сделать операцию по смене пола.
Правда, затем одумались и летом 2010 года объявили: по итогам всех тестов Кастер Семеня признана женщиной и может вернуться в большой спорт.
На самом деле за этим заявлением стоял компромисс: Семеня согласилась на гормональные препараты, чтобы понизить уровень тестостерона. Из-за них ее организм стал реагировать на нагрузки иначе — но бегунья все равно взяла два олимпийских золота (в 2012 и 2016 годах), а также стала чемпионкой мира в беге на 800 метров в 2017 году.
На Олимпиаде-2017 в Лондоне африканка проиграла золото нашей Марии Савиновой. Тогда российская спортсменка позволила себе назвать соперницу «мутантом» и жаловалась, что умирала от страха рядом с мужеподобной Кастер на одной дорожке. А позже у Марии отобрали медаль за допинг — и чемпионкой Лондона все равно стала Семеня.
После этого золотая эра Кастер закончилась. IAAF решила уравнять легкоатлеток в возможностях, установив допустимый порог уровня тестостерона.
Вступив в силу 8 мая 2019 года, новые правила для женщин с гиперандрогенией поставили крест на соревновательной карьере Кастер. В ответ спортсменка подала иск в Спортивный арбитражный суд. Там согласились, что новые правила носят дискриминационный характер, но сочли дискриминацию «необходимым, разумным и соразмерным средством достижения цели IAAF по сохранению целостности женской атлетики».
В IAAF радостно выдохнули. И напрасно. Когда-то организация ополчилась на южноафриканку. Теперь же на IAAF ополчился весь мир.
Заручившись экспертным мнением ученых, авторитетное издание The New York Times уже открыто обвинило организацию в некомпетентности:«Уровень тестостерона не дает спортивного преимущества. Этому приведены множество убедительных доказательств. Но миф о чудесах тестостерона настолько укоренился в обществе, что даже высшие спортивные чины верят в обратное».
Всемирная медицинская ассоциация (WMA) указала на другой важный момент: новые правила заставляют спортсменок принимать сильные препараты с большим количеством побочных эффектов, подобная терапия может нанести организму женщины вред.
Подливают масла в огонь и правозащитники с феминистскими сообществами — которые называют новые правила IAAF «сексистскими и неэтичными», что в XXI веке недопустимо. И кстати, они полностью правы: ведь единственная вина Кастер Семеня — в том, что она родилась такой, как родилась.